Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Овладение речью – это основной показатель развития ребенка, при этом важно понимать, что это не врожденный навык, а приобретенный, т.е. ребенок должен находиться в определенных условиях, чтобы он начал говорить.
Для родителей каждое новое достижение их ребенка – это настоящий праздник, будь то первая улыбка, шаг или сказанное слово. Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Большинство родителей внимательно следит за общепринятыми возрастными нормами развития речи и, если происходят какие-то задержки этого развития у их ребенка, то они начинают очень переживать. Здесь важно понимать, что каждый ребенок индивидуален и если он начал разговаривать немного позже своих сверстников, то в этом нет ничего катастрофического. Но для большего понимания, важно знать, во сколько лет дети начинают разговаривать и в каких случаях стоит беспокоиться о том, если этого не происходит.
Как дети учатся говорить?
Речь постигается детьми постепенно, т.е. овладение этим навыком – это поэтапный процесс. При этом первый этап происходит очень рано – еще в утробе матери. Ряд исследований показали, что на седьмом месяце беременности у плода активируются участки мозга, отвечающие за речь. Каждый раз, когда мама говорит более громко, чем обычно, либо она начинает проговаривать слова медленно и выразительно, ребенок реагирует на это.
По этой причине большинство врачей рекомендует как можно чаще разговаривать с ребенком во время беременности, потому что это его первые, так скажем, языковые уроки. К концу третьего триместра плод уже может слышать слова, а дальнейшее развитие речи происходит шаг за шагом.
Когда дети начинают говорить
Общепринятые нормы речевого развития говорят о том, что первые голосовые сообщения дети произносят сразу же после рождения. Именно детский плач является тем первичным сигналом родителям о каких-то потребностях ребенка, его боли или дискомфорте.
Примерно к 4-6 месяцам у него формируются навыки лепетной речи, он пробует издавать новые звуки, всячески сочетая их между собой. Ребенок пробует менять интонацию голоса, повторять слоги, которые он чаще всего слышит в окружающей его обстановке.
При этом нужно отметить, что мальчики развиваются несколько медленнее, чем девочки. Поэтому нет ничего страшного в том, что они могут заговорить чуть позже своих сверстниц – это является показателем нормы.
К концу первого года жизни ребенок уже может соотносить предметы с определенными звуками, он начинает вступать в диалог со взрослыми (пока еще на «своем» языке).
Дальнейшее речевое развитие выглядит следующим образом:
- От 1 до 1,5 лет – ребенок пытается произнести первые несложные слова. Как правило, он повторяет их за взрослыми.
- От 1,5 до 2 лет – словарь ребенка включает в себя порядка 50 слов, которые имеют четко отношение к тому или иному явлению, человеку, предмету и т.д. Он начинает пытаться сформировать словосочетания в своей речи.
- От 2 до 3 лет – словарный запас активно расширяется, ребенок уже начинает строить предложения. Он различает имена, возраст и пол, может поддержать простую беседу.
Важно понимать, что так называемая «норма» - это всегда относительное понятие, потому что каждый ребенок развивается индивидуально. Он может начать разговаривать как раньше, так и позже. Если ребенок по каким-то причинам отстает, то не нужно сразу же устраивать панику, злиться на него и всячески пытаться сделать так, чтобы он немедленно начал говорить. В этом деле очень важно терпение родителей и то, насколько они будут участвовать в занятиях по мотивации речевой активности.
Что нужно делать, чтобы ребенок начал говорить
Когда ребенок растет в благоприятной обстановке, когда окружающие его взрослые люди нормально общаются с ним и между собой, то его речевое развитие происходит быстрее, нежели в том случае, когда родители не уделяют ребенку внимание, не разговаривают с ним и т.д.
Есть несколько советов по поводу того, что нужно делать, чтобы помочь ребенку научиться разговаривать:
- Как можно чаще разговаривайте с ним. Делайте это во время домашних занятий, кормления, купания, игр, прогулки и т.д. Все свои действия нужно сопровождать словами, т.е. желательно озвучивать вслух перед ребенком все, что вы делаете.
- На первых этапах разговаривайте с ребенком на понятном ему языке. Детский язык – это наиболее понятный для него способ произносить слова и составлять предложения. Но когда ребенку исполнится год, то старайтесь полностью исключить из своей речи в общении с ребенком «детские» слова и сюсюканье – они провоцируют коверканье звуков в дальнейшем.
- Читайте ребенку книги. Естественно, книги должны соответствовать его возрасту. Так он будет слышать новые слова, в результате чего его речевое развитие будет идти в ускоренных темпах. Аналогично работает пение.
- Всячески поощряйте имитацию ребенком речи окружающих. На этом этапе ребенок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Сначала он будет повторять ваши слова невнятно, но по мере его взросления речь будет становиться все четче.
- Описывайте предметы и людей. В раннем возрасте ребенок – это настоящая губка, поглощающая новую информацию. Показывайте ему незнакомые для него предметы, описывайте их. Знакомьте его с родственниками, называйте их имена и говорите ему, кем они ему приходятся («Это твой брат, его зовут Леша», «Это Игорь, твой дядя» и т.д.).
- Всячески поддерживайте разговор с ребенком, задавайте ему вопросы. С трехлетнего возраста ребенок уже может строить простые предложения, поэтому наводящие вопросы побуждают его искать ответы, исходя из того словарного запаса, которым он владеет. В трехлетнем возрасте уже можно вести с ребенком продолжительные беседы, что положительно влияет на развитие его речевых навыков.
- Если вы владеете несколькими языками, то не спешите разговаривать с ребенком сразу же на двух языках. Сначала он должен освоить свой родной язык, только после чего можно постепенно учить его иностранному.
Занятия по развитию артикуляционного аппарата
Примерно с 12 месяцев, когда ребенок уже может слышать и выполнять инструкции, можно начинать играть с ним в логопедические игры. Они не только укрепляют эмоциональную связь ребенка и взрослого, но и подготавливают речевой аппарат к правильному звукопроизношению.
Для детей раннего возраста подходят следующие артикуляционные упражнения:
- Надувание щек.
- Простое кривляние перед зеркалом. В ходе этого процесса ребенок изучает свое лицо, как движется тот или иной артикуляционный орган, как работает мимика и т.д.
- Вытягивание языка.
- Движения языка, которые имитируют облизывание губ.
- Сдувание легких предметов (ваты, бумажных корабликов), надувание мыльных пузырей и другие занятия, тренирующие речевой выдох.
Все эти занятия нужно проводить в игровой форме, легкой и непринужденной атмосфере. Так ребенок будет чувствовать себя комфортно и у него будет сохраняться мотивация для продолжения занятий.
Как обеспечить правильное речевое развитие
Чтобы ребенок произнес свои первые слова как можно быстрее, а его речевое развитие происходило в правильном темпе, важно придерживаться следующих рекомендаций:
- Не мешайте ребенку экспериментировать. Важно давать ему необходимое количество времени для того, чтобы он смог научиться разговаривать. Он должен экспериментировать с различными звуками, произнося первые в его жизни слова и наборы звуков.
- Исключите фоновый шум. Когда вы поете или читаете ребенку книгу, на фоне не должно звучать посторонних шумов, поэтому выключите телевизор и другие источники звука. Если этого не сделать, то ребенок будет отвлекаться, что негативно скажется на занятиях.
- Не нужно с раннего возраста приучать ребенка к планшету и телевизору. Да, так ребенок будет занят, и вы сможете заниматься своими делами, но проблема в том, что время, проведенное за планшетом, не способствуют речевому развитию. Лучше чаще разговаривайте с ним, читайте книги, даже если у вас на это мало времени.
Когда отсутствие речи является поводом для беспокойства
Задержка речи далеко не всегда является признаком какой-то патологии. Некоторым детям элементарно требуется больше времени на овладение речевыми навыками, поэтому в этой ситуации нужно просто поддерживать ребенка и поощрять его успехи.
В частности, дети, которые родились раньше времени, в большинстве случаев начинают разговаривать позже. Но по мере их развития и взросления, эта незначительная задержка будет полностью компенсирована.
Вот несколько тревожных симптомов, на которые стоит обращать внимание:
- К концу первого года жизни ребенок мало лепечет. В его словаре отсутствуют простые слова, вроде «мама» и «папа».
- К 1,5 годам у ребенка очень ограниченный словарный запас (2-4 слова). Общаться с окружающими он предпочитает жестами, а не словами.
- К 2 годам ребенок не повторяет слова за взрослыми, а также не отвечает на простые вопросы, обращенные к нему.
- К 3 годам словарный запас ребенка находится на весьма скудном уровне, он не разговаривает с родителями, не может назвать простые предметы и т.д.
Эти задержки речевого развития могут быть следствием индивидуальных особенностей ребенка, т.е. они устранятся естественным способом по мере взросления ребенка. Но в некоторых случаях они являются признаком различных патологических процессов, которые лучше всего диагностировать в раннем возрасте.
Какие факторы могут влиять на речевое развитие
Полноценное речевое развитие ребенка может быть осложнено следующими причинами:
- Проблемы со слухом. В раннем возрасте не всегда можно понять, что у ребенка снижена острота слуха, поэтому задержка речевого развития может быть замечена достаточно поздно. При первых подозрениях необходимо отвести ребенка к специалисту для диагностики слуховой функции.
- Расстройства аутистического спектра. Дети с данной особенностью развития часто имеют ограниченный словарный запас и проблемы с коммуникацией. Опять же, дети с расстройствами аутистического спектра могут не иметь проблем с речью, потому что каждый случай индивидуален.
- Умственная отсталость, ДЦП и другие неврологические расстройства. Часто эти нарушения сопровождаются задержками речевого развития.
- Тяжелое течение беременности и осложненный анамнез матери и ребенка.
При подозрениях на задержку речевого развития нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам: педиатру, неврологу, логопеду-дефектологу. На основании проведенного осмотра, они могут отправить ребенка к профильным специалистам для дальнейшего обследования.
Советы родителям
Речевое развитие ребенка напрямую зависит от той обстановки в которой он растет. В связи с этим огромная роль отводится родителям, которые должны создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок заговорил как можно скорее.
Только благоприятная обстановка, уважительные отношения между мамой и папой, спокойствие и активное участие в жизни ребенка – все это способствует скорейшему развитию речи ребенка.
Говоря о том, в каком возрасте ребенок начинает говорить, нужно сказать, что осознанно произносят слова только после первого года жизни. Не ждите до 3-х, 4-х, 5-ти лет, отслеживайте нормы развития ребенка по специальным таблицам, и если видите отклонения от нормы, задержку развития, то обращайтесь к специалистам.
авторизуйтесь