Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Уздечка языка – это складка слизистой оболочки полости рта, которая тянется в виде дуги примерно от середины языка до основания десен в районе нижних передних резцов. Уздечка языка служит дополнительным средством прикрепления языка ко дну ротовой полости.
Короткая уздечка языка в младенческом возрасте приводит к различным расстройствам: нарушению полноценного сосания груди, плохому набору веса, раннему отказу от грудного вскармливания и, как следствие, значительному отставанию в росте и развитии. У детей дошкольного возраста короткая или плотная подъязычная уздечка приводит к развитию речевых дефектов. В таком случае проводится хирургическое вмешательство – подрезание или пластика уздечки языка. Данная операция предполагает определенный реабилитационный период, который включает и работу логопеда, который проводит с ребенком специальные упражнения. Следует понимать, что после пластики уздечки языка самостоятельной нормализации речи не происходит, поэтому детям-логопатам требуется курс коррекционных логопедических занятий.
Почему нужно делать френулотомию (рассечение лингвальной уздечки) или френулопластику (пластика уздечки языка)?
Подъязычная уздечка выполняет ряд важных функций:
- Фиксация языка в ротовой полости.
- Обеспечивает нормальный акт сосания у младенцев, а также участвует в процессе пережевывания пищи у детей более старшего возраста.
- От ее правильного положения и размера зависит развитие прикуса.
- Правильная постановка языка при произнесении звуков.
Если уздечка будет слишком короткой, то проблемы с питанием возникают с первых дней жизни. Ребенок либо отказывается есть, либо процесс кормления грудью занимает много времени. В результате этого младенец не получает нужного количество питательных элементов, содержащихся в грудном молоке, и он очень медленно набирает вес.
У детей с 2 до 5 лет короткая уздечка может привести к проблемам с речью и артикуляцией: ребенок проглатывает начало или окончания слов, говорит неразборчиво и т.д. Если проблему не решать, то по мере взросления и роста костей челюсти у ребенка может развиться эстетический дефект – нижняя челюсть оказывается короче верхней, нарушается прикус. Проблема заключается еще и в том, что повышается нагрузка на жевательные зубы, что приводит к их постепенному разрушению.
Как определить дефект?
Обычно этот дефект можно обнаружить у ребенка еще в роддоме – младенец с короткой уздечкой с трудом сосет грудь матери, из-за чего он плохо набирает вес.
В более зрелом возрасте дефект выявляется в стоматологическом кабинете, либо при обследовании логопедом. Определить короткую уздечку можно и в домашних условиях:
- При показывании языка он либо не высовывается, либо высовывается на небольшое расстояние. Язык приобретает сердцевидную форму.
- Попросите ребенка поднять язык к нёбу – он либо вообще не поднимется, либо поднимутся только его края.
- При короткой уздечке язык не дотягивается даже до верхних зубов, поэтому ребенок не может облизать губы.
Процедуру подрезания лучше проводить в младенческом возрасте, но если дефект выявлен позже, то можно попробовать растянуть уздечку специальными упражнениями. Проводится обследование прикуса, выясняется, может ли ребенок правильно произносить звуки и т.д. На этом этапе принимается решение о проведении хирургического вмешательства, либо врач решает, что проблему можно решить с помощью соответствующих упражнений и массажа.
Упражнения после подрезания уздечки
После подрезания или пластики и периода реабилитации, ребенок направляется к логопеду, который обучает его специальным упражнениям, помогающим растянуть прооперированную складку.
Вот некоторые из них:
- «Маляр». Губы растянуты в широкой улыбке (должны быть видны все зубы). Кончиком языка необходимо провести по нёбу, начиная от верхних зубов к горлу. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
- «Барабан». Упражнение выполняется с широко открытым ртом и улыбкой. Необходимо как можно четче выговаривать букву Д. Язык должен упираться в верхние зубы и произносим Д-Д-Д. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только кончик языка.
- «Лошадка». Упражнение выполняется с широко открытым ртом и улыбкой. Широкий кончик языка упирается в верхние зубы. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края прижаты к коренным зубам. Необходимо пощелкивать языком, с силой отрывая его от зубов и нёба, опуская вниз. Нижняя челюсть должна быть в неподвижном состоянии.
- «Гармошка». Губы растянуты в широкой улыбке, все зубы видны. Широкий кончик языка упирается в верхние зубы. Передняя часть спинки языка плотно прижата к верхним альвеолам. Боковые края прижаты к коренным зубам. Необходимо медленно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока удается удерживать язык, прижатым к нёбу. При выполнении этого упражнения хорошо чувствуется, как натягивается уздечка.
После того, как уздечка станет нормальной, может понадобиться работа над правильным произношением отдельных звуков. В частности, звуки [л], [ч], [щ], [т’], [д’] можно начинать ставить, когда уздечка еще не до конца растянулась. Звуки [р], [ш], [ж] ставят только после полного вытягивания уздечки. На произношение других звуков короткая подъязычная связка не влияет.
авторизуйтесь