Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Неврологические заболевания чаще всего проявляются в раннем возрасте. Крайне важно вовремя диагностировать нарушение, чтобы своевременно провести соответствующую коррекцию. К заболеваниям, которые часто диагностируются у детей, относится и псевдобульбарная дизартрия. Что это такое, а также возможные причины возникновения и способы лечения мы и рассмотрим сегодня.
Псевдобульбарная дизартрия – это одна из форм дизартрии, обусловленная поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам языкоглоточного, блуждающего, подъязычного нервов, что влечёт за собой паралич или парез мышц артикуляционного аппарата. У ребенка при данной форме дизартрии нарушается и речевая, и общая моторика.
При псевдобульбарной дизартрии артикуляционные органы (язык, губы, гортань) функционируют дискоординированно, т.е. они постоянно находятся в гипер- или гипотонусе (напряжены или расслаблены). Происходит нарушение связи речевого аппарата с центральной нервной системой, в результате чего ребенок фактически не может выговаривать отдельные звуки или даже целые слова, а также полноценно выражать свои эмоции.
Причины псевдобульбарной дизартрии
Характерными признаками псевдобульбарной дизартрии являются ограничение подвижности артикуляционного аппарата, ослабление лицевой мускулатуры, а также расстройство актов глотания и жевания.
Непосредственная причина этой патологии – поражение проводящих путей, соединяющих ядра бульбарных нервов с корой головного мозга. Бульбарные нервы – это языкоглоточный, подъязычный и блуждающий.
Причины этого нарушения могут быть разные:
- Внутриутробные инфекции, родовые травмы, асфиксия и гипоксия, а также другие перинатальные патологии. Тяжелые роды могут привести к длительному кислородному голоданию головного мозга, в результате чего наступает гибель нервных клеток.
- Травмы головного мозга. Повреждение ядер бульбарных мышц может возникнуть при сотрясениях, ушибах и других травмах мозга. Возникшие в результате этого гематомы приводят к нарушению кровообращения. Как правило, данная причина больше всего распространена у детей.
- Нейроинфекции (менингит, энцефалит).
- Двусторонние ишемические инсульты и другие сосудистые патологии головного мозга.
- Резус-конфликт матери и ребенка.
- Лейкодистрофия и боковой амиотрофический склероз приводят к гибели нервных волокон, которые связывают бульбарные ядра и кору мозга.
- Отмечается определенная генетическая связь, т.е. у родителей, которые сами страдали псевдобульбарной дизартрией, вероятность появления детей с этой же патологией выше.
Псевдобульбарная дизартрия у детей чаще всего встречается в симптомокомплексе ДЦП, у взрослых – в результате ишемических инсультов (в 85% случаев).
Эти причины развития патологии во многом схожи с причинами бульбарной дизартрии, но отличие заключается в структурах, которые нарушаются. При псевдобульбарной дизартрии – это нарушение корковой связи с бульбарными ядрами, при бульбарной – поражение самих бульбарных нервов.
Симптомы псевдобульбарной дизартрии
Симптомы данной патологии зависят от степени поражения, поэтому все зависит и от конкретного клинического случая. Некоторые пациенты на первых этапах не замечают признаков этого нарушения, но изменения в речи становятся заметными для их близких.
Выделим основные симптомы этого нарушения:
- нарушения сосательного рефлекса;
- проблемы с актом жевания и глотания (ребенок поперхивается, кашляет);
- спазмы голосовых связок;
- непроизвольный смех или плач;
- сильная напряженность языка, поэтому он с трудом поворачивается в ротовой полости;
- спастический парез мимической мускулатуры приводит к нарушению мимики – она застывшая, не поддается контролю (насильственная улыбка или выражение недовольства);
- слюнотечение из-за того, что для закрытия рта необходимо прикладывать усилия;
- гнусавость произношения;
- речь становится тихой, нечеткой и медленной (звучит так, будто бы говорящий выдавливает слова из себя).
При легкой степени присутствуют проблемы с произношением сложных по артикуляции звуков [ж], [ш], [ч], [ц], [р]. Нарушено письмо (вместо «т» пишут «д», вместо «ч» пишут «ц»).
При средней степени выраженности характерна амимичность: отсутствие движений лицевых мышц. Ребенок не может надуть щеки, вытянуть губы, плотно сомкнуть их. Движения языка ограниченны. Ребенок не может поднять кончик языка вверх, повернуть его вправо, влево, удержать в данном положении. Значительную трудность представляет переключение от одного движения к другому. Мягкое нёбо бывает часто малоподвижным, голос имеет назальный оттенок. Характерно обильное слюнотечение. Затруднены акты жевания и глотания. Характерна нечеткая артикуляция гласных, произносимых обычно с сильным носовым выдохом. Звуки a и y недостаточно четкие, звуки и и ы обычно смешиваются. Из согласных чаще бывают сохранены п, т, м, н, к, х. Звуки ч и ц, р и л произносятся приближенно.
Тяжелая степень псевдобульбарной дизартрии (анартрия) характеризуется глубоким поражением мышц и полной бездеятельностью речевого аппарата. Лицо ребенка, страдающего анартрией, маскообразное, нижняя челюсть отвисает, рот постоянно открыт. Язык неподвижно лежит на дне ротовой полости, движения губ резко ограниченны. Затруднены акты жевания и глотания. Речь отсутствует полностью, иногда имеются отдельные нечленораздельные звуки.
Формы псевдобульбарной дизартрии
Существует несколько форм псевдобульбарной дизартрии:
- Паретическая форма. Для этой формы характерна гипотония речевой и скелетной мускулатуры. Патологические изменения распространяются на губные и язычные мышцы, а также на мягкое нёбо. Голос звонкий, громкий, но быстрозатухающий. Смена положения замедлена и затруднена. Наблюдается активное слюнотечение, при этом движения органов артикуляционного аппарата не синхронны с дыханием. Нечеткое и смазанное произношение звуков. Проблемы с жеванием и сосательным рефлексом, но они не критичны.
- Спастическая форма. Для нее характерен спазматический парез языка, гиперкинезия губ и мышц гортани. Присутствует гнусавость, сама речь монотонна. Наблюдается спазмированность речевой мускулатуры, которая вызвана спазмами мышц языка и губ. Проблемы с сосательным и глотательным рефлексами. Ребенок не может поддерживать темп разговора, поэтому использует короткие фразы.
- Смешанная. Данная форма встречается чаще всего. Сложность ее заключается в том, что соседние группы мышц находятся в разной степени напряжения.
Диагностика нарушения
Диагностика псевдобульбарной дизартрии подразумевает не только определение степени патологии, но и выявление причин (патологий головного мозга), которые привели к развитию данного нарушения.
Проводятся следующие методы диагностики:
- Неврологический осмотр. Невролог осматривает пациента, оценивает моторику мимических и артикуляционных мышц. Уже можно установить гипертонус, нарушения акта глотания, проблемы с голосом и речью.
- Логопедическое обследование. Логопед выясняет у родителей особенности течения беременности, наличие родовых травм, внутриутробных инфекций. Проводится оценка органов артикуляционного аппарата, состояние устной речи и письма.
- Магнитно-резонансная томография – это наиболее предпочтительный метод визуализации. Если есть противопоказания к МРТ, то проводится компьютерная томография. С помощью этих инструментальных методов диагностики можно определить локализацию и характер поражающих процессов (воспаление, ишемия, гематома и т.д.).
- Дуплексное исследование сосудов мозга и УЗДГ. Проводятся при подозрении на нарушение церебрального кровотока.
- Люмбальная пункция проводится при подозрениях на нейроинфекции. Позволяет выявить возбудителя для составления дальнейшей схемы лечения.
Важно провести дифференциальную диагностику, чтобы отличить псевдобульбарную дизартрию от других нарушений, признаки которых совпадают. В частности, это бульбарная, корковая, экстрапирамидная дизартрия, а также прогрессирующая мышечная атрофия и миастения.
Лечение псевдобульбарной дизартрии
Терапия комплексная, подразумевает совместную работу с неврологом, логопедом и другими специалистами. Логопедическая коррекционная работа проводится одновременно с лечением основной патологии, которая привела к речевым нарушениям.
Лечение подразумевает, в первую очередь, устранение основной причины заболевания. Используются медикаментозные методы лечения, массаж, физиотерапия, ЛФК, дыхательная гимнастика.
Если причиной псевдобульбарной дизартрии стала гематома или опухоль, либо другие последствия черепно-мозговой травмы, то проводится хирургическая операция. При инфекционной этиологии назначается медикаментозная терапия противовирусными, антибактериальными и другими препаратами. При энцефалопатиях – восстановление кровотока.
В процессе систематических и длительных логопедических занятий осуществляется постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата, развитие артикуляционных движений, формирование способности к произвольному переключению подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в заданном темпе, преодоление монотонии и нарушений темпа речи; полноценное развитие фонематического восприятия. Проводятся дыхательные упражнения и логопедический массаж, который позволяет устранить нарушение тонуса мышц артикуляционного аппарата.
Этим подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи.
Прогноз и профилактика3>
Прогноз зависит от конкретной формы, степени тяжести и причин, которые привели к возникновению псевдобульбарной дизартрии. Если нарушения незначительны и патология выявлена на раннем этапе, то возможно быстрое улучшение речевой функции. Такие дети смогут нормально учиться в школе, ничем не отставая от своих сверстников. Но в этом случае требуется работа с логопедом и психологом.
При средней и тяжелой степени тяжести показано обучение в специализированных школах, где ребенок будет под постоянным контролем специалистов.
Время начала коррекции очень важно, потому что если вовремя не провести соответствующую терапию, то есть риск задержки речевого и интеллектуального развития. У ребенка могут развиться неврологические расстройства, он станет замкнутым, потому что он будет всячески избегать общения.
Профилактика предполагает предупреждение заболеваний, из-за которых развивается данная патология. В числе причин находятся внутриутробные инфекции, поэтому важно планирование беременности, исключение вредных привычек, а также сильных стрессов и травм.
Основные рекомендации
Чем быстрее выявлена псевдобульбарная дизартрия, тем проще избавиться от негативной симптоматики. Поэтому родители должны внимательно относиться к тем признакам, которые указывают на эту патологию.
Обратиться к врачу необходимо в том случае, если у ребенка есть проблемы с приемом пищи и глотанием. Специалист назначит неврологическое обследование, которая позволит узнать точную причину этой симптоматики.
В среднем и старшем дошкольном возрасте нужно следить за тем, как разговаривает ребенок. Если он пропускает звуки, слоги, его речь малопонятна, монотонна, то это серьезный повод для беспокойства.
авторизуйтесь