Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Различные расстройства звукопроизношения являются одними из самых распространенных дефектов речи у детей дошкольного и школьного возраста. При этом ситуация с каждым годом становится все более острой, поэтому крайне важна своевременная диагностика речевых нарушений еще в дошкольный период, чтобы ребенок мог избавиться от всех своих проблем еще до поступления в школу.
Дефекты речи будут влиять не только на успеваемость ребенка. Проблема в том, что дети, у которых есть какие-либо проблемы со звукопроизношением, испытывают серьезные сложности в общении с окружающими людьми. Такая ситуация также может спровоцировать буллинг со стороны сверстников, потому что они далеко не всегда с понимаем относятся к другим детям, которые по каким-либо признакам не похожи на них.
Одним из речевых нарушений, требующих коррекции, является ринолалия (от греческого rhinos - «нос» и lalia - «речь»). Для этого дефекта характерен носовой оттенок голоса, который сопровождается нарушениями звукопроизношения и анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Данное нарушение отличается патологическими модификациями резонирования носовой полости при произношении звуков, в результате чего создается назальность речи. Иными словами, при звукопроизношении появляется характерная «гнусавость» (в народном обиходе это состояние называется именно так).
Характерные особенности ринолалии
При нормальной фонации во время произношения всех звуков (кроме носовых) происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. Полости разделяются небно-глоточным смыканием, которое вызывается сокращением мышц мягкого нёба, а также задних и боковых стенок глотки. Также происходит утолщение задней стенки глотки, что способствует контакту задней поверхности мягкого нёба с задней стенкой глотки.
При ринолалии механизм фонации, артикуляции и голосообразования обладает существенными отклонениями от нормы. В зависимости от характера и степени нарушения выделяют определенные формы этого дефекта.
Закрытая ринолалия
Закрытая ринолалия характеризуется пониженным физиологическим носовым резонансом во время фонации.
Для этого нарушения характерно:
- Неправильное произношение гласных (они приобретают неестественный оттенок звучания).
- Дефектность произношения носовых согласных звуков ([м], [м’], [н], [н’] звучат как ротовые [б], [б’], [д], [д’].
Причинами закрытой ринолалии, как правило, являются изменения в носовом пространстве органического характера, а также функциональные расстройства нёбно-глоточного смыкания.
Органическая закрытая ринолалия, вызванная анатомическими патологиями, бывает двух видов:
- Передняя. Для этого нарушения характерна непроходимость носовых полостей (возникает на фоне искривления носовой перегородки, полипов, хронического насморка).
- Задняя. Носоглоточная полость уменьшена вследствие фибром, разрастания аденоидов или других носоглоточных опухолей.
Функциональная закрытая ринолалия может характеризоваться более сильным нарушением тембра гласных и носовых звуков, чем при органической форме. При этом наблюдается нормальная проходимость носа, но есть другие проблемы, на фоне которых развиваются функциональные нарушения. В частности, речь идет о различных невротических расстройствах.
Открытая ринолалия
Для открытой ринолалии характерно состояние, когда проход в носовую полость остается постоянно открытым. В этом случае не только носовые звуки М и Н, но и все ротовые гласные и согласные звуки приобретают носовой оттенок.
Она бывает нескольких видов:
Открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне врожденных нёбных расщелин (а также отсутствия или раздвоения маленького язычка, укорочения мягкого нёба, наличия скрытой расщелины твердого нёба).
Органическая открытая ринолалия может быть врожденной или приобретенной. Причиной врожденной формы, как правило, является расщепление мягкого и твердого нёба в период эмбриогенеза. Приобретенная форма возникает на фоне травм носовой и ротовой полости.
Функциональная открытая органическая ринолалия, возникшая на фоне парезов и параличей мягкого нёба.
Функциональная открытая ринолалия может быть:
- обусловлена гипокинезом мягкого неба
- вследствие частых заболеваний носоглотки
- вследствие слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости
- обусловлена нарушением контроля за собственной речью при сниженном слухе
- обусловлена подражанием назальной речи.
При сочетании непроходимости носовой полости и недостаточно нёбно-глоточного кольца, говорят о смешанной ринолалии. Для этого нарушения характерен назальный оттенок голоса, а также отсутствие носовых звуков.
Основные симптомы
У детей с ринолалией проявляется различная симптоматика, в зависимости от конкретной формы данного нарушения. В частности, при открытой органической форме у ребенка с первых дней его жизни страдают важные функции питания. Во время кормления молоко вытекает через нос, поэтому ребенок недополучает необходимые вещества и микроэлементы, при этом наблюдаются проблемы с набором веса.
К другим характерным признакам относятся:
- Недоразвитие грудной клетки, а также поверхностное физиологическое дыхание с выраженным дисбалансом. Дети с подобными нарушениями предрасположены к возникновению бронхита, отита, пневмонии и других похожих заболеваний (объясняется тем, что при этом дефекте отсутствует возможность очищения и согревания выдыхаемого воздуха).
- Состояние интеллекта может быть разным – от нормального состояния до задержки психического развития.
- Недоразвитие зубочелюстного аппарата (сужение верхней челюсти, патологии зубного ряда и т.д.).
- Запаздывание речевого развития – первые слова дети начинают произносить только после двух лет. Сама речь маловыразительна, невнятна, поэтому окружающие практически не понимают ее.
- Наблюдается выраженное нарушение артикуляции и звукопроизношения. Корень языка постоянно приподнят, а кончик находится в опущенном состоянии. Это приводит к тому, что большинство согласных звуков приобретает заднеязычный оттенок, напоминая [Х]. Ребенок старается произносить звуки более внятно, напрягая мышцы губ, языка, мимическую мускулатуру, что приводит к образованию гримас.
- Осознание того, что он разговаривает неправильно, может развить в ребенке ряд дополнительных признаков, вроде повышенной раздражительности, он старается вообще не разговаривать, становится замкнутым.
- У большинства детей встречается неврологическая симптоматика (боли в голове, депрессии, тики, нарушения сна).
У детей дошкольного и школьного возраста с ринолалией наблюдаются следующие проблемы звукопроизношения:
- Гнусавость, охриплость и другие нарушения тембра голоса.
- Нарушение произношения носовых звуков М и Н, а также их замена (М на Б, Н на Д).
- Звуки Д и Т заменяются на похожие, но сильно искаженные звуки – Г и К.
- Звук Р отсутствует. Звук Л может пропадать, либо заменяться на краткое У.
Основные причины возникновения ринолалии
Появление детей с ринолалией обусловлено несколькими провоцирующими факторами, поэтому нельзя назвать какую-то одну причину возникновения этого речевого дефекта.
Факторы окружающей среды:
- Внутриутробные инфекции. Особенно опасны: грипп, сифилис, токсоплазмоз, хламидиоз, а также другие инфекции, которые передаются половым путем.
- Контакт с вредными химическими веществами.
- Воздействие лекарственных препаратов (цитостатики, барбитураты, различные гормоны, психотропные и другие вещества).
- Употребление алкоголя и курение во время беременности. Доказано, что вероятность рождения детей с расщелиной верхней губы и нёба у курящей матери больше на 25%, чем у некурящей.
- Множественные аборты.
- Пожилой возраст родителей. Риск повышается, если родителям больше 40 лет.
Наследственные факторы также относятся к одним из причин возникновения ринолалии. В частности, при наличии этого речевого дефекта хотя бы у одного из родителей, риск его возникновения у ребенка составляет от 2 до 5%. Риск появления ринолалии возрастает в разы, если данное нарушение было сразу у обоих родителей.
Диагностика
Обследование детей с ринолалией проводится целой группой специалистов, среди которых ЛОР-врач, невролог, стоматолог-хирург, фониатр, логопед, дефектолог и психолог.
Среди инструментальных исследований проводятся:
- Назометр. Он представляет собой компьютерный прибор, который собирает акустические данные из носовой и ротовой полости во время речи.
- Видеофлюороскопия. Это рентгенографический метод, который позволяет увидеть движение и длину мягкого нёба, а также стенки глотки во время речи.
- МРТ. Данный метод обладает высокой степенью информативности, позволяя визуализировать область носоглотки для точной диагностики.
- Риноскопия. Малоинвазивная процедура, которая предусматривает визуальный осмотр внутренней назальной поверхности, околоносовых пазух, носоглотки.
- Фарингоскопия, в ходе которой врач осматривает корень языка, боковые и заднюю стенки глотки, нёбные миндалины, мягкое нёбо и т.д.
В процессе логопедического обследования детей с ринолалией особое внимание уделяется оценке строения и подвижности органов артикуляционного аппарата, нарушений голоса.
Проба Гуцмана – это один из способ диагностики открытой ринолалии. Этот метод предполагает поочередное открытие и закрытие носовых ходов с произношение [А] и [И]. При зажатых ноздрях звуки заглушаются, а специалист ощупывает пальцами сильную вибрацию крыльев носа.
Помимо этого, оценивается состояние лексики, грамматики, просодическая стороны речи, произношение согласных и гласных. У детей школьного возраста оценивается состояние чтения и письма. На основании всех исследований составляется дальнейший план коррекции.
Коррекция ринолалии
При органических формах необходимо устранить имеющиеся анатомические дефекты. Проводится аденотомия, удаление новообразований глотки, а также хирургическая коррекция деформаций лица:
- Уранопластика. С помощью этой операции сужается средний отдел глоточного кольца, устраняется расщелина, удлиняется мягкое нёбо. Лучше всего делать в дошкольный период, чтобы оставалось время для постановки правильной речи перед поступлением в школу.
- Хейлопластика верхней губы. Может проводиться сразу после рождения, либо по показаниям после 6 месяцев.
При функциональной ринолалии основными методами коррекции являются физиотерапия и психотерапия.
Логопедическая работа при ринолалии
Специфика логопедического воздействия при данном речевом нарушении, как правило, основывается на организации чистого звучания, а также работе с ребенком для его успешной социализации.
В ходе беседы выясняется круг интересов ребенка, особенности его личности. Устанавливается личный контакт, ребенку объясняется необходимость проведения логопедической работы и упражнений.
Проводится артикуляционная гимнастика, целью которой является активизация и восстановление правильной работы всех органов артикуляционного аппарата. Важно исключить из образования звуков компенсаторные механизмы. Особое место отводится дыхательной гимнастике, необходимой для получения длительного ротового выдоха под контролем брюшного пресса и движений диафрагмы.
Коррекционную работу можно условно разделить на 2 этапа – до и после операции (уранопластики). С рождения и до года, а также от года до 3 лет, работу проводят родители и воспитатели под контролем логопеда.
Первый этап:
- Стимулирование гуления и лепета, а также взаимное подражание.
- Нужно уделять максимальное внимание моторике правой руки. Нужно проводить пальчиковую гимнастику, вкладывать в руку погремушки, сжимать и разжимать пальцы.
- Обеспечивать правильное речевое окружение.
- Развитие ротового дыхания (надувание шариков, дуть на бумажный кораблик, который находится в воде и т.д.).
С 3 лет занятия проводятся с логопедом в специальном детском саду, либо в поликлинике. Задача – подготовка к операции (уранопластике).
Логопедом проводится:
- массаж твердого нёба по краям расщелины;
- массаж на границе твердого и мягкого нёба (пассивный и активный);
- гимнастика задней стенки глотки и мягкого нёба;
- развитие нижнедиафрагмального дыхания (физиологического и речевого);
- дифференциация носового и ротового дыхания;
- мимическая гимнастика;
- развитие артикуляционной моторики;
- работа над голосом, интонацией.
После проведения операция наступает восстановительный период. К занятиям можно приступать на 20 день (с разрешения врача).
Проводится следующая коррекционная работа:
- Продольный массаж, разглаживание рубца.
- Ребенок должен носить спецпластинку, которая регулирует рост твердого нёба и верхней челюсти.
- Гимнастика и массаж задней стенки глотки и мягкого нёба.
- Занятия с физической нагрузкой.
- Проведение артикуляционных упражнений для изучаемого звука.
- Постановка нижнедиафрагмального дыхания.
- Формирование речевого дыхания с помощью придыхания.
- Дифференциация ротового и носового дыхания.
- Массаж, развитие мимики.
После операции должны заново прорабатываться те звуки, которые ставились до операции. Объясняется это тем, что артикуляционные условия изменились, поэтому ребенку нужно к ним привыкнуть.
Следующий этап – это голосовые упражнения. Пение песен, чтение стихов, вокальная гимнастика, использование игровых занятий, направленных на развитие высоты голоса – все это помогает изменить назальную окраску голоса. Ведется комплексная работа над постановкой звуков с их дальнейшей автоматизацией (в слогах, словах, предложениях, стихах, связной речи).
Профилактика и прогноз
Общеизвестно, что намного проще предотвратить какое-нибудь нарушение развития или заболевание, чем лечить его в дальнейшем.
Вот несколько способов профилактики:
- Понятно, что не всегда удается зачать ребенка в наиболее благоприятный период для этого, но по крайней мере к этому нужно стремиться. Это возраст от 18 до 35 лет.
- Лечение заболеваний, передающихся половым путем (до наступления беременности). Это касается не только женщины, но и мужчины.
- Ведение правильного образа жизни, отказ от вредных привычек за несколько месяцев до зачатия (для обоих супругов).
- Все лекарственные препараты, которые принимаются во время беременности, должны быть согласованы и одобрены лечащим врачом.
- Полноценное медицинское обследование в течение всего периода беременности.
При функциональной ринолалии в большинстве случаев прогноз благоприятный, если проводится комплексная работа логопеда, а также различные фониатрические упражнения. При органической ринолалии прогноз зависит от успешности проведенной хирургической операции, а также своевременного начала логопедической коррекции.
Курс повышения квалификации на 36 ак.часов
Ринолалия: современный взгляд, стратегии и методы эффективной комплексной медико-педагогической помощи
Если у вас возникает вопрос, как грамотно провести диагностику, как настроить коммуникацию с другими специалистами, что включить в дооперационный и послеоперационный периоды ребенку при ринолалии предлагаем принять участие в нашем курсе повышения квалификации «Ринолалия: современный взгляд, стратегии и методы эффективной комплексной медико-педагогической помощи».
Прослушав курс, вы будете разбираться в классификациях нарушения и в современных методах помощи, овладете необычными и уникальными методиками помощи детям с этой врожденной патологией и сможете смело начать работать в этом профессиональном направлении. Подробнее.
авторизуйтесь