Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Логопедия – это наука, которая находится на стыке педагогики, психологии и медицины. Она изучает различные дефекты речи, причины их возникновения, способы их предупреждения и коррекции.
Раньше небольшие отклонения от нормы в произношении звуков не считались проблемой, поэтому часто можно было встретить ситуацию, когда ребенок плохо говорил даже в возрасте 7-8 лет. Подход к проблеме изменился в 20 веке, когда специалистами была выявлена прямая связь между правильным звукопроизношением и психическим развитием ребенка.
Безусловно, нарушения речевой функции не являются опасными для здоровья, но они могут сильно усложнить жизнь человека, мешая ему полноценной коммуникации и адаптации в социуме. Проблема особенно актуальна для детского возраста, ведь большинство речевых дефектов проявляется достаточно рано, еще в дошкольный период.
Кроме того, если взрослые весьма толерантно относятся к людям, у которых есть какие-либо проблемы с речью, то дети ведут себя намного менее терпимо и ребенок, который шепелявит, не выговаривает какие-то буквы или у него есть какие-либо другие речевые дефекты, часто становится объектом шуток и травли. Это чревато получением психической травмы, что неминуемо оставит отпечаток на личности, приведет к возникновению комплексов, которые будут в дальнейшем мешать нормальному общению со своими сверстниками. Если вовремя обратиться к квалифицированному логопеду, то подобных проблем можно будет избежать.
Кто такой логопед?
Логопед – это специалист, который занимается ранним выявлением и коррекцией различных речевых дефектов не только у детей, но и у лиц более старшего возраста. Но главная «целевая аудитория» логопеда – это дети дошкольного возраста. Специалист обладает специальными навыками коррекции произношения отдельных звуков, слогов, слов, целых предложений и фраз.
Чтобы стать логопедом, необязательно заканчивать высшее медицинское учебное заведение. Данной профессии обучаются в педагогических ВУЗах, где изучаются основы формирования речи и способы коррекции нарушений, связанных с этим. Исключение составляют специалисты, которые работают в медицинских учреждениях. Помимо образования в области логопедии или дефектологии, у них должно быть высшее медицинское образование, а также пройденные дополнительные курсы психотерапии. Такие специалисты могут установить связь речевого нарушения с перенесенными ранее травмами, течением беременности, заболеваниями. В отличие от обычных педагогов, он может назначать в схеме терапии различные медикаментозные препараты, а также использовать психотерапевтические методики для коррекции речевых дефектов.
Логопед-дефектолог работает с детьми, у которых есть нарушения зрения, слуха, а также интеллектуального развития. Помимо коррекции звукопроизношения, специалист занимается развитием мышления, памяти и восприятия ребенком окружающего мира.
Чем занимается логопед
Должностные обязанности логопеда заключаются в выявлении и коррекции речевых нарушений, которые связаны с врожденными или приобретенными заболеваниями. Неправильно думать, что логопед занимается только постановкой правильного произношения отдельных звуков, ведь это только лишь часть работы специалиста.
Отвечая на вопрос – чем занимается логопед с детьми, необходимо отметить тот перечень задач, которые входят в компетенцию специалиста:
- выявление нарушений речи;
- определение точных причин, которые привели к возникновению речевого дефекта;
- разработка способов коррекции, подходящих для конкретного случая;
- проведение логопедической работы с детьми;
- оценка эффективности проводимой коррекции;
- наблюдение за состоянием ребенка в динамике;
- работа со специальной документацией.
Кроме того, в процессе коррекции речевых нарушения логопед активно сотрудничает с представителями «родственных» специальностей: отоларингологи, неврологи, психологи и т.д. Объясняется это тем, что к речевым нарушениям могут привести различные заболевания органов слуха, зрения, голосового аппарата, поражения головного мозга.
Причинами речевых дефектов могут быть:
- Патологии внутриутробного развития – инфекции, травмы плода, различные интоксикации, конфликт резус-фактора.
- Врожденные аномалии развития.
- Органические поражения ЦНС – менингит, энцефалит и т.д.
- Психологические травмы.
- Педагогическая запущенность – если родители не будут должны образом заниматься развитием ребенка, общаться с ним, то это чревато возникновением дефектов речи.
- Проблемы со слухом – ребенок не слышит или плохо слышит речь окружающих, поэтому он не может правильно воспроизводить звуки.
Чем занимается логопед в детском саду?
Педагог-логопед в ДОУ (дошкольном образовательном учреждении) занимается не только коррекцией звукопроизношения. Работа специалиста в группе заключается в развитии у детей внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения).
Иными словами, идет полноценная подготовка к обучению в общеобразовательном учреждении. Логопед работает над обогащением словарного запаса детей, обучает их грамоте, развивает связную устную и письменную речь.
Чем занимается логопед в школе?
Работа логопеда в школе связана с коррекцией нарушений чтения и письма, а также предупреждением этих нарушений.
В общеобразовательном учреждении организуется логопедический пункт. Часто он является единственным сразу на несколько учебных учреждений, расположенных рядом. В целом, работа выглядит следующим образом:
- Проводится диагностика устной речи у первоклассников. У учащихся 2-4 классов проверяется сформированность письменной речи.
- С учениками 1 классов работа ведется особенно внимательно. Проводится беседа с детьми, в ходе которой отбираются те ученики, у которых есть проблемы.
- Из числа детей, имеющих проблемы, отбираются те, кому в первую очередь необходимы коррекционные занятия. На этом этапе уже подключаются родители детей, проводится беседа с ними.
- Коррекционные занятия в первую очередь проводятся с теми детьми, чьи нарушения устной и письменной речи мешают усваивать школьный материал.
Логопед в школе:
- проводит выявление нарушения речевого развития у учеников;
- проводит коррекцию нарушения устной и письменной речи, чтобы ребенок мог лучше усваивать школьный материал;
- проводит мероприятия, целью которых является предупреждение речевых нарушений у учеников;
- проводит тематические занятия для преподавателей и родителей, которые помогают лучше понимать проблематику и эффективнее работать с детьми, имеющими дефекты речи.
Нарушения, относящиеся к компетенции логопеда
В компетенцию логопеда входит коррекция нарушений устной и письменной речи. В эту категорию входят следующие нарушения:
- Дисфония и афония. Это нарушения звучности речи (тембр, высота, сила голоса) и ее отсутствие (сохраняется только возможность разговаривать шепотом).
- Брадилалия. Для этого нарушения характерна патологическая замедленность речи. Она становится вязкой, тянущей, человек медленно произносит каждый звук, с трудом переходя от одного слога к другому.
- Тахилалия. Это ускоренный темп речи. Человек говорит слишком быстро, торопливо, часто пропуская звуки, что приводит к тому, что его речь не понимают окружающие его люди. Патология может иметь постоянный характер, когда человек говорит так всегда, либо временный, когда речь ускоряется из-за какой-нибудь стрессовой ситуации.
- Дислалия. Проблемы с произношением отдельных звуков при нормальном состоянии нервной системы и слуха. Бывает двух видов – органическая и функциональная. Органическая форма связана с врожденными или приобретенными дефектами органов, участвующих в образовании звуков. Функциональная связана с неправильным восприятием речи окружающих людей.
- Ринолалия. Проблемы с речью, которые возникают из-за особенностей формирования верхнего нёба и губы. В результате этого речь становится гнусавой.
- Дизартрия. В этом случае отмечается дефект воспроизведения речи, который обусловлен нарушением иннервации органов, участвующих в звукообразовании. Речь невнятна, смазана. В более тяжелых случаях речь вообще отсутствует.
- Заикание. Бывает клонической и тонической формы. При клонической форме происходит частое повторение определенного звука, при тонической форме возникают паузы перед произнесением отдельных звуков.
- Алалия. Это отсутствие или недоразвитие речи при первично сохранном интеллекте и нормальном слухе. Патология возникает из-за поражения клеток головного мозга, которые ответственны за формирование речи.
- Афазия. Это локальное отсутствие или расстройство уже сформировавшейся речи. В отличие от алалии, поражение головного мозга происходит уже после формирования речи.
- Дислексия. Нарушение способности к овладению навыками чтения при сохранении общей способности к обучению. Патология проявляется невозможностью составлять из букв слоги, распознаванием отдельных букв, неправильным чтением слогов и букв в слове и т.д.
- Дисграфия. Ребенок с затруднением овладевает навыками письменной речи, при этом у него нет проблем с интеллектом, слухом и устной речью. Он пропускает буквы в словах, путает их местами, неправильно отображает форму букв и т.д.
Как проходит прием логопеда
Комплексное обследование ребенка у логопеда включает в себя следующие этапы:
- опрос;
- осмотр;
- оценка речи;
- оценка слуха;
- оценка зрения;
- оценка интеллекта;
- назначение лабораторных и инструментальных исследований (при необходимости).
Опрос
Первичное логопедическое обследование предполагает опрос родителей обо всех симптомах, заболеваниях ребенка. Выясняется, было ли место травмам, особенности беременности и другие важные моменты.
Опрос может включать следующие вопросы:
- Как развивается ребенок? Большое внимание уделяется любым отклонениям от нормы – недостаток веса, роста, аномалии развития черепа и т.д. Выясняется, в какой момент ребенок стал разговаривать.
- Есть ли врожденные аномалии развития? В первую очередь имеется в виду аномалии развития языка, губ, челюсти и других органов, участвующих в звукообразовании. Выясняется, есть ли аномалии развития слуха и зрения.
- Были ли патологии развития беременности? Важно понять, были ли во время вынашивания плода какие-нибудь инфекционные заболевания, интоксикации, травмы и т.д.
- Как прошли роды? Не было ли асфиксии плода, травм и других критических ситуаций в процессе родов?
- Были ли заболевания в первые месяцы жизни ребенка? Инфекции, менингит, энцефалит – все это негативным образом сказывается на состоянии центральной нервной системы.
- Когда возникли проблемы с речью?
Осмотр
Проводится осмотр органов, которые участвуют в звукопроизношении: язык, челюсть и т.д. Кроме того, логопед осматривает лицевой скелет, состояние ушных раковин и расположение зубных рядов. На основании первичного осмотра принимается решение об обследовании у других специалистов: отоларинголог, стоматолог, окулист.
Оценка речи
При анализе речевой функции учитывается возраст ребенка, наличие сопутствующих патологий, которые влияют на способность понимать и произносить отдельные слоги, слова и предложения.
Исследование речи включает:
- Оценку звукопроизношения. Определяется, какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет.
- Оценку артикуляции. Специалист просит ребенка выполнить определенные действия артикуляционными органами (сложить губы в трубочку, сделать язык узким или широким и т.д.).
- Оценку разговорной речи. Логопед разговаривает с ребенком, задает ему простые вопросы и изучает, как ребенок на них отвечает: свободно, с запинками и т.д.
- Оценку словарного запаса. Выясняется, знает ли ребенок синонимы определенных слов, может ли он охарактеризовать какой-либо предмет (небо – голубое, трава – зеленая).
- Оценку грамматики. Логопед выясняет, умеет ли ребенок спрягать и склонять слова, образовывать из слов множественное число.
- Оценку чтения. Проводится после 5-6 лет. Ребенок должен прочитать отдельные слова или предложения, а также объяснить смысл прочитанного.
- Оценку письменной речи. Ребенок должен написать отдельные буквы, цифры и т.д. Можно задавать вопросы, а ответ он должен будет написать.
Оценка слуха
Если у ребенка есть проблемы со слухом, то это прямым образом скажется на его способности говорить. Логопед выясняет реакцию ребенка на громкие звуки, выполнение простых команд (сжать кисть в кулак, взять игрушку, т.е. слышит ли и понимает ли он, что его просят.), выясняет, как он воспринимает шепотную речь.
Если есть какие-либо сомнения по поводу состояния слуха, то ребенок отправляется на дополнительное обследование к отоларингологу.
Она включает:
- реакцию на световые вспышки;
- как ребенок следит за движущимися предметами;
- различает ли он цвета;
- описание картинки своими словами и т.д.
С какими проблемами обращаются к специалисту
Среди объективных причин для посещения логопеда с ребенком до года является отсутствие каких-либо звуков произношения малышом. В норме он должен реагировать на окружающие раздражители смехом, лепетом, гулением. Если этого не происходит, то нужно обратиться к специалисту.
У детей с 3 до 5 лет вескими основаниями для посещения логопеда будут:
- неправильное произношение отдельных звуков или слов;
- проглатывание звуков;
- нарушение скорости произношения (слишком медленное или ускоренное);
- ребенок путает союзы, предлоги, падежи, не реагирует на исправления;
- он не может внятно описать простую картинку;
- отсутствие речи.
Какие исследования проводятся
В ходе первичного осмотра ребенка могут возникнуть определенные сомнения по поводу состояния ЦНС и отдельных органов, влияющих на формирование речи. В таком случае логопед может назначить проведение дополнительных исследований:
- ЭЭГ.
- УЗДГ.
- Магнитно-резонансная томография.
- ЭхоЭГ.
- Люмбальная пункция.
- Аудиометрия.
- Риноскопия, ларингоскопия и т.д.
авторизуйтесь