Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
У любого плохого поведения детей есть определенные причины, которые не всегда легко обнаружить. Часто это поведение достигает своей цели, в результате чего ребенок получает то, что он хочет (внимание, сладости, игрушки). Оно может быть показателем нормы, т.е. ребенок ведет себя в соответствии с тем, что он видит дома.
Далеко не всегда плохое поведение является показателем недостатка воспитания. Часто это способ самовыражения, когда ребенок чувствует страх, гнев или любые другие эмоции. Объясняется это тем, что он просто не умеет правильным образом самовыражаться, в результате чего он плохо себя ведет.
Именно понимание этой проблематики позволит оказать необходимую педагогическую помощь ребенку. Но не менее важным является контакт с родителями, без участия которых невозможно устранить данную ситуацию. Беседа с родителями по поводу плохого поведения их ребенка – это необходимый шаг на пути завоевания их доверия, поэтому нужно правильным образом настроиться на этот контакт.
Важность доверительного контакта с родителями
Доверие родителей к педагогу необходимо для того, чтобы возникла благоприятная почва для взаимного сотрудничества. Часто доверительный контакт с родителями отсутствует, в связи с чем может показаться, что у них нет должной мотивации или что они ничего не хотят делать.
Большую роль играет то, как именно педагог сможет построить диалог. Если требования выражены в виде четкой задачи, которой нужно достигнуть, описаны конкретные действия и сроки, т.е. приведена конкретика, то с большой долей вероятности родители сделают то, что от них требуется. Именно наличие единой цели позволит создать совместный план действий, который сможет помочь в решении данной проблемы. Большинство родителей охотно идут на контакт, на просьбы в помощи, если этот контакт предполагает взаимное сотрудничество и партнерство.
У родителей может быть низким уровень собственной ответственности за свою жизнь, что прямым образом сказывается на ребенке. Часто от них можно услышать что-то вроде: «Я же не педагог, я не знаю, что делать в таком случае…», «Я ему говорю, но он не делает, поэтому лучше вы скажите ему…». Иными словами, идет всяческое перекладывание ответственности.
Непонимание возрастных особенностей детей, необходимости эффективной коммуникации – все это приводит к тому, что семья продолжает жить в ситуации стресса, она перестает видеть позитивные возможности для изменения сложившейся ситуации. В этом случае необходима помощь и именно равноправное партнерство между педагогом и родителями помогает им разделить эту ответственность.
Укрепление ответственности родителей
При общении с родителями нужно всегда разговаривать ровным, спокойным голосом, даже если есть негативная реакция с их стороны. Важно дать понять родителям, что сложившаяся ситуация с их ребенком – это далеко не редкий случай. Важно до них донести, что плохое поведение ребенка – это не результат их неправильного воспитания, неудачи, т.е. никакого сомнения в их родительских качествах быть не должно.
Нужно демонстрировать личное участие, терпение, внимательность, а также благодарить за участие самих родителей, чтобы они понимали свою ответственность.
Выявление сильных сторон семьи
Сосредоточенность родителей на негативных чертах ребенка приводит к тому, что они перестают видеть в нем что-то положительное. Аналогичная ситуация возникает в том случае, если такое отношение присутствует у них к самим себе, когда они по каким-то причинам ощущают свою родительскую несостоятельность.
Как только родители признают наличие положительных черт у себя и своего ребенка, у них возрастет самоуважение и желание к дальнейшим личностным изменениям.
К сильным сторонам семьи относятся:
- наличие друзей или родственников, которые всегда готовы оказать поддержку;
- возможность удовлетворять базовые потребности членов семьи, вне зависимости от уровня дохода;
- активная позиция родителей в комплексном развитии личности ребенка и решении его поведенческих трудностей;
- умение справляться с жизненными проблемами и непростыми ситуациями.
Важно помочь родителям увидеть им свои возможности. Чтобы сделать это, важно задавать им правильные вопросы:
- Что члены семьи (включая ребенка) делают хорошо?
- В чем их повод для гордости?
- С какими трудностями родители смогли справиться в своей прошлой жизни?
- Какие именно ресурсы они использовали для преодоления этих проблем?
- Какие мотивы движут членами семьи?
- Чего родители хотят для своего ребенка и лично для себя?
- Каким образом они могут направить свои навыки, умения и энергию на достижение этих целей?
Здесь очень поможет стратегия положительного переформулирования личностных качеств. Своенравность – умение отстаивать свою точку зрения, упрямство – настойчивость и т.д. Аналогично работает техника «От негатива к позитиву», когда педагог сообщает родителям информацию об их детях не в негативном, а в позитивном контексте.
Пример негативной фразы: «Ваш сын слишком неусидчив, непослушен».
Пример позитивной фразы: «Ваш сын очень любознателен, постоянно стремится узнать что-то новое, поэтому можете быть уверены, что он будет очень умным и разносторонним. Но иногда ему не хватает концентрации, и он не может доделать до конца свою работу».
Плохое поведение в детском саду: рекомендации родителям
Наилучшая стратегия поведения с детьми, которые демонстрируют плохое поведение – это предоставление им самостоятельности. Ребенку важно, чтобы его воспринимали всерьез, чтобы он понимал свою ответственность. Другой метод профилактики плохого поведения заключается в том, чтобы объяснять детям то, чего именно от них ждут. Важно подготавливать благоприятную почву для достижения ребенком успеха, а не подлавливать его на ошибках.
Самый худший сценарий поведения – это наказание. Дети, которые демонстрируют плохое поведение, уже чувствуют себя слабыми, поэтому наказание только усилит это ощущение.
авторизуйтесь