Логотип

Слоговая структура. Норма и патология

Нормы развития слоговой структуры слова у детей разной возрастной категории.

3 года: воспроизведение слов, состоящих:  - из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),  - из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)  - из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:  -из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);  -из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство...)

Ребенок должен уметь:  - назвать предметные картинки;  - повторить слова за взрослым;  - ответить на вопросы (Где подстригают волосы?..).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.  Милиционер регулирует уличное движение.  В аквариуме плавают разноцветные рыбки.  Строители работают на строительстве высотного дома.  Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Отклонения в воспроизведении слогового состава носят тот или иной характер изменений правильного слогового звучания и могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:

- сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”

- опускание слогообразующей гласной — “пинино” = “пианино”

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – “команата” = “комната”

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов – “деворе” = “дерево”

- перестановка звуков соседних слогов – “гебемот” = “бегемот”

3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”

- вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”

4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение):

- “били…били…билитекарь”+ “библиотекарь”

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):

- “нананасы”=“ананасы”.

7. Контаминации (смешение слов)

- “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Изображение к статье: Слоговая структура. Норма и патология
Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.
Логофест 2025 | Академия Садко

Профессиональный фестиваль знаний и практики для логопедов

Участие бесплатное, места ограничены

Подробнее
Слоговая структура. Норма и патология | Логожурнал