Заметки нейропсихолога: дети с вестибулярной дисфункцией
Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве
Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:

В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.
В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие. Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.
В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ. Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.
Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на развитие ребёнка.
Признаки вестибулярной дисфункции
- Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)
- Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей)
- Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем»
- Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним
- В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет
- Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска
- Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки
- Боится отрывать ноги от земли
- Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям
- Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной
- Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле)
- В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков
- Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами)
- В младенчестве не любит переворачиваний на живот
- Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим
- Боится действий, требующих хорошего равновесия
- Избегает быстрых или вращательных движений
2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)
- Постоянно двигается, никогда не стоит на месте
- Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения
- Обожает, когда подбрасывают вверх
- Может часами кружиться и не испытывать головокружения
- Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений
- Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами
- Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу
- Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью
- Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком;
- Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой
- Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)
3. Слабый мышечный тонус и/или координации
- Имеет слабое, «вялое» тело
- Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом
- С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена»)
- Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела
- Быстро устаёт
- Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы
- С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
- С трудом удерживает равновесие при начале падения
- С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы
- Не ползал в младенчестве
- Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок
- Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.)
- Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д.
- Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д. Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет
- Испытывает трудности при лизании мороженого
- Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие
- Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения.
Если Вы определили у вашего ребенка признака вестибулярной дисфункции, то Вам необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист-нейропсихолог при помощи специальной двигательной коррекционной программы поможет Вашему ребенку.
Примеры приспособлений для коррекции работы вестибулярного аппарата, которое можно использовать в домашних условиях:
- балансировочная доска; - балансировочный стул; - фитболы; - конус; - бочка.

Сергеева Галина
Автор
Связанные статьи
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Игра "Внимание"
Игра “Внимание” направлена именно на развитие у ребенка способности видеть и запоминать увиденное.
Коррекция щечного сигматизма
Щечный сигматизм в большинстве случаев бывает следствием ...
Другие статьи этого автора
Коррекционная программа для работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
При воспитании и обучении детей с РДА существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности.
Цепочка звукоподражаний
Это пособие подойдет в работе, как с детьми с задержкой речевого развития (начальные этапы),.
Игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет
Скачайте игры-стишки с движениями для детей 2-6 лет!