Логотип

Заметки нейропсихолога: дети с вестибулярной дисфункцией

Вестибулярный аппарат: информация от среднего уха о равновесии. Гравитационных изменениях, движениях и положении в пространстве

Чтобы понять проблемы с равновесием, важно знать, как эта система работает в норме. В принципе тело работает, опираясь на три отдельные системы, каждая из которых отправляет нервные импульсы в мозг:

Изображение к статье: Заметки нейропсихолога: дети с вестибулярной дисфункцией

В области шеи, туловища, суставов ног и ступней находятся своего рода датчики давления, которые посылают в мозг информацию о проприоцепции – о том, где находится тело по отношению к окружающему миру. Такие сообщения отправляются в мозг каждый раз, когда мы поворачиваем голову, двигаемся и ходим по различным поверхностям.

В передней части внутреннего уха или лабиринте, находится улитка, участвующая в способности слышать. В задней части находятся овальные каналы, которые влияют на баланс. Подключаясь к преддверию (посредством органов чувств, называемых эллиптический мешочек и сферический мешочек), вся система влияет на баланс и равновесие. Когда мы вращаем очень быстро головой, жидкость в овальных каналах перемещается по микроскопическим волоскам, выстилающим улитку, и отправляет в мозг сообщение о движении, посредством нерва преддверия. Меньше чем через секунду мозг посылает импульс на мышцы, необходимые для поддержания равновесия тела и для того, чтобы помочь зрению оставаться сфокусированным.

В нервных окончаниях сетчатки (в задней части глаза) есть светочувствительные клетки, так называемые палочки и колбочки. Когда мы смотрим на что-то, свет попадает на сетчатку, а палочки и колбочки посылают электрические сигналы через зрительный нерв в мозг для того, чтобы интерпретировать то, что мы видим, и создать визуальный образ. Каждый глаз получает немного отличающуюся информацию и образы об одном и том же объекте, что способствует восприятию глубины (насколько далеко находится объект) и имеет жизненно важное значение для поддержания равновесия.

Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на развитие ребёнка.

Признаки вестибулярной дисфункции

  1. Гиперчувствительность к движению (повышенная чувствительность)
  • Избегает/не любит оборудования детских площадок (например, качелей, лестниц, горок, каруселей) 
  • Предпочитает занятия сидя, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, может казаться «увальнем» 
  • Избегает/не любит лифты и эскалаторы, предпочитает ехать в них/по ним сидя или чувствует дурноту/тошноту при движении в них/по ним 
  • В буквальном смысле цепляется за взрослого, которому доверяет 
  • Испытывает ужас перед падением, даже при отсутствии реального риска 
  • Боится любой высоты, даже бордюра тротуара или ступеньки 
  • Боится отрывать ноги от земли
  • Боится подниматься/спускаться по лестнице или ходить по неровным поверхностям 
  • Боится быть опрокинутым вверх ногами, повернутым влево-вправо или назад, не любит мыть волосы над раковиной 
  • Пугается, если кто-то двигает его/её (например, двигает сидящим на стуле) 
  • В младенчестве не любил(а) детских качелей или прыгунков 
  • Боится или испытывает трудности при катании на мотоцикле, прыжках или удержании равновесия на одной ноге (особенно с закрытыми глазами) 
  • В младенчестве не любит переворачиваний на живот 
  • Легко теряет равновесие и может выглядеть неуклюжим 
  • Боится действий, требующих хорошего равновесия 
  • Избегает быстрых или вращательных движений

2. Гипочувствительность к движениям (пониженная чувствительность)

  • Постоянно двигается, никогда не стоит на месте 
  • Страстно желает быстрого и/или интенсивного движения, кружения 
  • Обожает, когда подбрасывают вверх 
  • Может часами кружиться и не испытывать головокружения 
  • Любит быстрые, интенсивные и/или опасные аттракционы в парках развлечений 
  • Постоянно прыгает по мебели, на трамплинах, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх ногами 
  • Обожает качаться на качелях, раскачиваясь как можно выше и подолгу 
  • Является «экстремалом», что порой сопряжено с опасностью 
  • Всегда бежит, прыгает, скачет вместо того, чтобы идти пешком; 
  • Когда сидит, то раскачивается из стороны в сторону, качает ногой или головой 
  • Любит внезапные или быстрые движения (например, когда машина или велосипед подпрыгивает на кочке)

3. Слабый мышечный тонус и/или координации

  • Имеет слабое, «вялое» тело 
  • Часто сутулится, старается прилечь и/или кладёт голову на руки, работая за столом 
  • С трудом отрывает голову, руки и ноги от пола, лежа на животе (положение «супермена») 
  • Часто сидит в «позе W» на полу для поддержания равновесия тела 
  • Быстро устаёт 
  • Компенсирует «слабость», крепко хватая предметы 
  • С трудом поворачивает дверные ручки, открывает и закрывает разные полости и ёмкости
  • С трудом удерживает равновесие при начале падения 
  • С трудом одевается и застёгивает молнии, застёжки и пуговицы 
  • Не ползал в младенчестве 
  • Плохо чувствует своё тело: натыкается на предметы и вещи, опрокидывает предметы, спотыкается и/или бывает неловок 
  • Испытывает трудности с крупной моторикой (плохо прыгает, ловит мяч, поднимается по лестнице и т.д.) 
  • Испытывает трудности с мелкой моторикой, с использованием таких «инструментов» как карандаши, столовые приборы, расчёска, ножницы и т.д. 
  • Возможно, одинаково владеет обеими руками часто меняет руки при раскрашивании, вырезании, письме и т.д. Не имеет чёткого предпочтения/доминирования одной руки к возрасту 4-5 лет 
  • Испытывает трудности при лизании мороженого 
  • Не уверен в том, какие движения выполнить, например, для перешагивания через препятствие 
  • Трудно заучивает спортивные упражнения или танцевальные движения.

Если Вы определили у вашего ребенка признака вестибулярной дисфункции, то Вам необходимо обратиться за консультацией к нейропсихологу. Специалист-нейропсихолог при помощи специальной двигательной коррекционной программы поможет Вашему ребенку.

Примеры приспособлений для коррекции работы вестибулярного аппарата, которое можно использовать в домашних условиях:

- балансировочная доска;  - балансировочный стул;  - фитболы;  - конус;  - бочка.

Сергеева Галина

Сергеева Галина

Автор

Опубликовано: 18 июня 2025 г.