Документация логопеда:
инструкция к применению
Грамотная организация работы и развивающей предметно-пространственной среды повысит эффективность коррекционно-педагогических занятий с детьми с нарушением речи
Лосева Галина Александровна
учитель-логопед, дефектолог,
высшая квалификационная категория,
МБОУ «СОШ № 3 с углубленным
изучением отдельных предметов»
Аннотация: Поиски новых путей повышения результативности коррекционной работы показывают, что устойчивых положительных результатов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья можно добиться, если наряду с традиционными видами деятельности включать в работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов.
Ключевые слова: логопедия, работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, инновационные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, метод проекта в условиях школьного логопункта.
Новые требования педагогики смещают центр проблем с формирования знаний, умений и навыков на целостное личностно-ориентированное развитие учащегося. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции, субъектности учащихся в учебной деятельности. Поэтому возникает необходимость поиска путей внедрения в учебно-воспитательный процесс современных технологий.
Одним из эффективных методов, по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, является проектное обучение, которое имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учеников, их познавательного интереса, развитие социальных навыков младших школьников в процессе взаимодействия, приобретение опыта творческой деятельности, интеграция знаний, умений и навыков. Между тем, общая тенденция развития общества такова, что творческий поиск становится частью любой деятельности. Поэтому подготовка и привлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к проектной деятельности становится значимой составляющей в коррекционно-развивающей работе.
Содержательная форма представления педагогического опыта
Устойчивых положительных результатов в работе с детьми-логопатами можно добиться, если наряду с традиционными логопедическими занятиями включать в коррекционную работу комплексные занятия с использованием нестандартных форм и методов.
Одним из таких подходов в решении проблемы активизации речи у младших школьников стала разработка авторской программы «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушениями речи» (Рецензия кнд. психол. наук, доцент НГГУ Т.В. Снегирёва, канд. пед. наук, доцент НГГУ О.И. Близнецова). Под инновационными педагогическими технологиями в нашем случае понимается проектная деятельность.
В результате обобщения своего опыта работы, я внедрила в педагогическую практику систему работы по формированию функциональных навыков речевой деятельности с учетом особенностей и потребностей младших школьников, имеющих ограниченные возможности здоровья. Возникают противоречия, связанные со спецификой логопедической работы с детьми, имеющими патологию развития и патологию речи в том числе. Противоречие выражается в предоставлении свободы действий ребёнку в проектной деятельности с одной стороны и направляющее участие взрослого с другой стороны. Возраст, психофизические особенности, специфичность коррекционно-образовательного процесса, недостаточность семиотической базы воспитанников логопункта определяют гибкость и вариативность в выборе модели проекта, значительно отличающейся от традиционной интерпретации типологии проектов.
Разрешение названных противоречий предполагает рассмотрение проблемы: как сформировать функциональный базис речевой коммуникации младших школьников, чтобы они могли свободно оперировать речевыми единицами не только как средством общения, но как орудием добывания в будущем новых знаний самостоятельно?
Метод образовательного творческого проекта – один из путей решения этой проблемы, поскольку даёт детям больше свободы в реализации замысла.
Инновационная направленность педагогического опыта
Проектные приёмы отвечают всем современным требованиям в образовании. Апробировав методику работы над проектом и адаптировав её к конкретным условиям, вижу главной задачей данной работы – рассмотрение особенностей и вариантов организации проектного метода по формированию коммуникативной составляющей речи и творческих способностей младших школьников с нарушениями речи.
Педагогическая целесообразность опыта
Гипотеза. Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной в том случае, если:
- она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
- она направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
- она характеризуется наличием системности в семиотическом образовательном пространстве.
Цель: разработка и апробация системы формирования основ проектной деятельности младших школьников в рамках реализации авторской Программы «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие создание коррекционно-развивающего пространства школы, интегрирующей детей с нарушениями речи».
Задачи:
- теоретически и фактически обосновать необходимость внедрения проектного метода в работу с младшими школьниками с нарушениями речи;
- выявить степень обученности приёмам проектной деятельности, уровень сформированности учебно-познавательного интереса;
- апробировать методику работы в проекте в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательных отношений;
- изучить роль проектной деятельности в формировании основ речевой культуры учащихся в условиях коррекционно-образовательного пространства;
- разработать рекомендации для родителей по участию в проекте;
- провести анализ эффективности использования проектного метода среди воспитанников логопункта по формированию экспрессивной речи, навыков коммуникации.
По результатам диагностики уровень обученности младших школьников проектной деятельности был признан неоптимальным.
Диагностика выявила:
- неумение поставить цель;
- трудности в планировании собственных действий;
- неумение работать самостоятельно;
- низкий уровень развития творческих способностей;
- недостаточность собственной речевой продукции.
Общие итоги диагностики стали весомым аргументом в пользу проектного метода. Проектный метод мне представляется как способ организации педагогической деятельности, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, учителей, родителей, педагога дополнительного образования.
Психолого-педагогическая целесообразность опыта
Конечно, психофизические особенности данной категории учащихся накладывают естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать привлекать младших школьников к проектной деятельности нужно. Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.
Включаются дети в проектную деятельность постепенно. Вначале – доступные творческие задания. Для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам. Конечно, круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться обучающиеся начальных классов, узок, а их представления о таких проблемах-незначительны. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения младших школьников в самостоятельную работу, находится в зоне их ближайшего развития и в области познавательных интересов.
Специфика коррекционного обучения позволяет работать с группой не более чем из восьми учащихся. Выполнение проекта проходило в режиме сочетания внеурочных занятий, обязательно привлекались родители. Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности ребят. С этой целью проводились специальные занятия-лекции, семинары-практикумы, на которых родителям разъясняется суть метода проектов и его значимость, рассказывается об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в них. Выпускались памятки-буклеты «Для родителей, чьи дети выполняют проект». На школьном сайте родители получали консультации логопеда, который отвечает на вопросы и даёт рекомендации по сопровождению проекта.
Результативность: положительной оценки заслуживает любой уровень достигнутых результатов у учащегося с ОВЗ. Главным критерием оценки является достижение цели проекта - продукт проектной деятельности - дидактическое пособие – «Электронная библиотека словарных слов». Работы детьми выполнены в форме презентаций. Всего создано за период действия данного проекта шесть презентаций по словарным словам: жёлтый, животные, орех, ученица, берёза, кот. Если цели проекта достигнуты, можно рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии качеств - инициативы, самостоятельности и творчества. В результате реализации проектного метода выявлены позитивные изменения в динамике показателей обученности младших школьников с ОВЗ.Улучшился их эмоциональный статус.
Вывод: проектная деятельность в коррекционно-развивающем процессе не только возможна, но и полезна для детей с нарушениями речи, поскольку позволяет им проявить инициативу, фантазию, учит согласованному взаимодействию в группе. Конечно, проект будет детско-взрослый, не такой сложный как у старшеклассников. Но, лиха беда – начало!
Список использованной литературы:
- Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6 .
- Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005, 288 с.
- Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999, 379 с.
- Пахомова Н.Ю.Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005, 112 с.
- Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. - 1997. - №4.
- Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
авторизуйтесь